РАЗНОВЫСОКИЕ БРУСЬЯ 1972 год Карин Янц http://www.youtube.com/watch?v=8fK8vLhX9O4 - наскок прыжком через н.ж. с поворотом на 180 в вис на в.ж. и подъём разгибом;
- оборот назад в упоре с поворотом на 180 в упор лёжа на н.ж.;
- с н.ж. отталкивание от живота и лёт в стойку на руках на н.ж.;
- на н.ж. оборот назад не касаясь в стойку;
- со стойки ноги врозь спад в вис и подъём двумя вперёд в вис на в.ж.;
- на в.ж. подъём двумя назад с поворотом на 180 в вис;
- махом вперёд с в.ж. лёт в вис на н.ж.;
- на н.ж. подъём разгибом с отмахом и лётом спиной вперёд в вис на в.ж.;
- на в.ж. подъём разгибом с отмахом в стойку на руках;
- со стойки спад в упор лёжа животом на н.ж.;
- отталкиваясь из упор лёжа сальто Егера в вис на в.ж.;
- подъём разгибом на в.ж. и отмах;
- из оборота назад в упоре соскок срывом с поворотом на 360.
Комбинация 1972-го года просто насыщена элемента самых различных структурных групп. Смотрится на одном дыхании и действительно такого разнообразия трудно себе представить! Здесь есть и интересный наскок с поворотом, есть такой сложный элемент как оборот назад не касаясь в стойку – это учесть, что жерди расположены близко друг к другу! В комбинации Карин присутствует целая гамма самых разнообразных подъёмов – разгибом, двумя вперёд, двумя назад с поворотом. И близко к концу сложнейшее сальто в вис! Да, да на разновысоких брусьях уже в 1972 было исполнено сальто Егера отталкиваясь от живота. Конечно в комбинации присутствуют такие элементы как спады в упор лёжа. Это конечно позволяет переходить гимнастке к следующим элементам, но эти спады очень травмоопасны и их в будущем разумно исключат из программ гимнасток.
Соскок достаточно сложен – из упора срыв с поворотом на 360 с верхней жерди.
1976 год Надя Команечи http://www.youtube.com/watch?v=I78f_04mQ5A - прыжок с поворотом на 180 в вис на н.ж. и подъём разгибом с отмахом в вис на в.ж.;
- на в.ж. подъём разгибом с отмахом и сальто Команеч;
- междумах вперёд;
- махом назад подлёт с поворотом на 360 в вис;
- махом вперёд лёт в вис на н.ж.;
- подъём разгибом на н.ж.;
- оборот вперёд в упоре;
- из упора на н.ж. с отмаха сальто вперёд (спиной к в.ж.) в вис на в.ж.;
- с в.ж. из скрестного хвата лёт с поворотом на 360 в вис на н.ж.;
- подъём разгибом с отмахом в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- со стойки на руках поворот на 180 со спадом в упор лёжа на н.ж.;
- из упора лёжа на н.ж. отмах и подъём махом назад с оборотом назад не касаясь в стойку на в.ж.;
- со стойки оборот назад не касаясь в стойку;
- поставить ноги и соскок дугой вперёд с поворотом на 180 и сальто назад в группировке.
Комбинации Нади Команечи ещё больше усложнилась, причём не на порядок, а в несколько порядков! Да, из комбинации исчезли подъёмы двумя назад и вперёд, зато появились такие сложнейшие элементы с фазой полёта! Начнём с её фирменного сложнейшего сальто вперёд отмахом из упора в вис! Этот сложнейший элемент был исполнен в далёком 1976 году!!! Потом уникальное сальто отмахом из упора с нижней жерди в вис на верхней. И на этом Надя не остановилась – она исполняет ещё интересный пируэт махом назад в вис и интересные перелёт с верхней на нижнюю и наоборот. В концовке обороты назад не касаясь и уникальный соскок. Соскок уже на порядок сложней, в этот раз это сальто назад после дуги вперёд с поворотом на 180! Широко известнее соскок дугой вперёд и сальто вперёд, а здесь идея тренера была реализована на совершенно новом уровне. После поворота в дуге оказывается можно и ещё сальто добавить!
Прогресс 1980 год Макси Гнаук http://www.youtube.com/watch?v=3aJ_f4mNMmI
- наскок прыжком с поворотом на 180 в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на руках;
- оборот назад не касаясь в стойку;
- большой оборот назад;
- со стойки спад в упор лёжа на н.ж. и отмах с н.ж. в стойку на руках на в.ж.;
- Штальдер ноги врозь;
- со стойки спад в упор лёжа на н.ж., с отмаха из упора лёжа перелёт Воронина на в.ж.;
- с в.ж. махом вперёд лёт в вис на н.ж.;
- на н.ж. подъём разгибом с отмахом в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- со стойки на руках поворот на 180 и спад в упор лёжа на н.ж.;
- из упор лёжа подъём махом назад на в.ж. и оборот назад не касаясь в стойку;
- со стойки из оборота назад не касаясь дуга вперёд и сальто вперёд в группировке с поворотом на 180 в соскок.
Если в 1976 Надя Команеч выполнила комбинацию, присущую именно разновысоким брусьям, и сделала ну практически все сложнейшие элементы, то 1980-й год ознаменовал начало целой новой эра в развитии элементов на этом снаряде. Только элементы эти уже не совсем свойственны брусьям, а больше принадлежат мужской перекладине. Вы только представьте себе, как это сложно на сведённых брусьях умудриться сделать большой оборот назад! Но тем не менее, именно с техникой, присущей только гимнасткам, он был сделан! То что «вытворили» гимнастки на брусьях разной высоты, достойно самого большого восхищения!!! Нижняя жердь, так приближенная к верхней, лишает гимнастку оттяжки, чтобы выбить на махе вперёд в стойку – а ведь это основа большого оборота. Но гимнастки придумали свою – уникальную технику, работая на сильном сгибании тела, с последующим прогибом – и получилось маленькое чудо, был выполнен большой оборот. Макси исполняет также оборот Штальдера, который между прочим, даже проще сделать именно на сведённых брусьях, т.к. не требует такой оттяжке, ведь большая часть оборота протекает в положении виса углом вне.
Соскок в некотором смысле напоминает соскок 1976 года, но уже совершенно иной. Если в комбинации Нади, выполнялось именно сальто назад после дуги с поворотом, то Макси делает сначала дугу из «перешмыга», а вот затем вращение развивется по сальто вперёд с поворотом.
Прогресс 1984 год Ма Янхонг http://www.youtube.com/watch?v=3CUg-TMvgro - отталкиваясь от н.ж. лёт в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- со стойки махом вперёд перелёт Ткачёва ноги врозь;
- подъём разгибом в стойку на руках;
- оборот назад не касаясь в стойку;
- со стойки на руках спад в упор лёжа – оборот назад в упоре и срывом с поворотом на 180 лёт в вис на в.ж.;
- изгибом лёт в вис на н.ж.;
- на н.ж. подъём разгибом с отмахом в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на руках с поворотом на 180 на в.ж.;
- со стойки спад в упор лёжа на н.ж.;
- отмахом из упора лёжа вис на в.ж.;
- подъём разгибом с отмахом в стойку на в.ж.;
- из оборота назад в упоре срыв и пируэт назад в группировке в соскок.
Комбинация 1984 года всё больше и больше принимает черты мужской перекладины. Гимнастки уже в большом множестве выполняют отмахи в стойку, а со стойки различные элементы, типа перелёта Ткачёва, столь популярного у гимнастов, а вот теперь перенесённого разновысокие брусья. Правда заметим, что то что Ма исполнила на брусьях можно лишь с большой натяжкой назвать перелётом Ткачёва. Истинный Ткачёв – это контрлёт назад с перемахом через жердь. В упражнении же гимнасток контрдвижения практически нет, а перемаха тем более! Получается в общем то не перелёт, а выбив махом вперёд до положения стойки, а затем просто спад назад ноги врозь по очень спадающей траектории. Но оставим это наблюдение, т.к. появления аналога Ткачёва – уже само по себе большой прогресс для гимнастики на брусьях!
Больше всего поражает соскок гимнастки! Вот это движение показывает насколько сложен может быть соскок срывом даже из оборота в упоре! А только можно представить, что может дать срыв из оборота не касаясь!!! Из упора выполнен уже не простой срыв, а овербах или сальто со стрикасатом. Вот стрикасат – ошибка во вращении гимнаста на батуте, была таким образом использована гимнасткой, что в упражнении на брусьях она позволила появиться столь чудному соскоку. Ладно было бы просто сальто, а тут добавлен ещё и поворот на 360!
Прогресс 1988 год Даниэла Силиваш http://www.youtube.com/watch?v=BQLtN458FYY - прыжком от н.ж. лёт в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- Штальдер ноги врозь с поворотом на 180;
- Эндо ноги врозь с поворотом на 180;
- Делчев;
- махом вперёд лёт в вис на н.ж.;
- подъём разгибом в стойку с поворотом на 180 на н.ж.;
- подъём двумя вперёд в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- Ткачёв;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- большой оборот назад;
- со стойки из оборота назад не касаясь дуга вперёд и сальто вперёд в группировке с поворотом на 180 в соскок.
В 1988 году гимнастика на брусьях полностью перешла в разряд упражнения на «сдвоенной перекладине». Исполняются два элемента с фазой полёта – Ткачёв и Делчев, большие обороты Штальдера и Эндо. Но такая комбинация сделала совершенно блеклыми переходы от нижней жерди к верхней и наоборот. В этом аспекте наметился даже регресс по сравнению с предыдущими годами, где переходы были более сложными (особенно в 1976-м). но в целом комбинация на брусьях прогрессировала и сильно превзошла своих предшественниц по наличию сложных элементов.
Прогресс и регресс 1992 год Лу Ли http://www.youtube.com/watch?v=JRE7o0MWV1k - подъём разгибом в стойку с подхватом кистей в хат снизу;
- большой оборот вперёд с поворотом на 360 в обратный хват;
- итальянский оборот;
- Егер ноги врозь + махом вперёд подлёт с поворотом на 180 в вис на н.ж. + Штальдер ноги врозь + оборот назад не касаясь в стойку + из оборота назад не касаясь дуга вперёд в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- Ткачёв;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- большой оборот назад;
- соскок двойным сальто назад прогнувшись.
В 1992 году гимнастика на брусьях шагает ещё вперёд. Это вызвано не только прогрессом самих элементов, но и совершенствованием самого снаряда. Именно в 1992 году ширина брусьев увеличилась в 1.5 раза, что позволило гимнасткам исполнять большие обороты с привычным «мужским» стилем, т.е. не ухищряясь с прогибом и сгибанием, а работая в полную оттяжку. В результате движения стали намного амплитудней. И появилось новое течение в развитии гимнастики на брусьях – элементы стали соединять в сложные связки. Если раньше обороты выполнялись как бы «сами по себе», то теперь сальто Егера уже соединено с последующим сложным лётом на н.ж., а дальше в этот каскад ещё включены обороты не касаясь.
Усложнились и перелёты со сменой жердей – теперь они уже намного приятней смотрятся, чем те, что мы видели четыре года назад. Ну и соскок. Это уже двойное сальто назад прогнувшись, когда бывшее эталоном соскока на перекладине у мужчин!
Прогресс 1996 год Светлана Хоркина http://www.youtube.com/watch?v=qjoZkgSvKQg - отталкиваясь от н.ж. лёт в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- Штальдер ноги врозь с поворотом на 540 в смешанный хват (Хоркина/Чоу) + перелёт Маркелова ноги врозь (Хоркина);
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- махом вперёд поворот на 540 в вис + сальто Пак + Штальдер ноги врозь + оборот назад не касаясь с перелётом через н.ж. и поворотом на 180 в вис на в.ж. (Хоркина);
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- большой оборот назад;
- соскок двойным сальто назад в группировке с поворотом на 360.
Да. Комбинация 1996 года – это ещё один виток в развитии сложности на брусьях! Светлана Хоркина показала такую программу, что от недостатка сложных и оригинальных элементов скачать не придётся – в одной программе три её именных элемента!
Конечно же отметим супер-сложную связку из оборота Штальдера со сложнейшим поворотом на 540. Даже один этот оборот крайне труден, а тут ещё и в связке с перелётом Маркелова. Далее есть и каскадное соединение элементов, что мы уже видели в 1992 году, но только на порядок сложней. Очень оригинальный и очень сложный перелёт с н.ж. в вис на в.ж. Соскок также достаточно труден – двойное сальто назад с поворотом.
Прогресс 2000 год Светлана Хоркина http://www.youtube.com/watch?v=bHAK5p_m9ww - отталкиваясь от н.ж. лёт в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- большой оборот назад с поворотом на 540 + перелёт Маркелова;
- подъём разгибом в стойку на в.ж. с поворотом на 180;
- из Штальдера ноги врозь перелёт Ткачёва + сальто Пак + Штальдер ноги врозь + перелёт Хоркиной в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- большой оборот назад;
- соскок двойным сальто назад в группировке с поворотом на 360.
В 2000-м году Светлана показала в общем ту же программу, только произошли небольшие изменения. Связка Штальдера на 540 и Маркелова упрощена, путём замены «закладки» на оборот с поворотом на 540. Зато добавлен ещё один перелёт. Перелёт очень трудный – из Штальдера ноги врозь Ткачёв. А в принципе, больше изменений нет. Резюме по комбинации – прогресс есть, но минимальный.
Прогресс. Остались на том же уровне 2004 год Эмиль Ле Пеннек http://www.youtube.com/watch?v=qdIDohQydo4 - отталкиваясь от н.ж. лёт в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- большой оборот назад;
- большой оборот назад с прыжком и поворотом на 360 + сальто Гингера с поворотом на 360;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- большой оборот назад с поворотом на 360;
- махом вперёд лёт с поворотом на 180 в стойку на н.ж.;
- из оборота назад стоя дуга вперёд в вис на в.ж.;
- подъём разгибом в стойку на в.ж.;
- два больших оборота назад;
- соскок двойным сальто назад в группировке с поворотом на 720.
Комбинация 2004 года в принципе имеет в своей основе только одну сложную связку, в которой участвует действительно труднейшее сальто Гингера с пируэтом. Подобного подлёта мы не видели ранее в комбинациях гимнасток. Также значительно усложнён соскок – теперь это уже двойное сальто с двумя винтами. Но композиционно комбинация смотрится даже беднее, чем её предшественница 2000-го года. Одна связка не может по зрелищности сравниться с комбинацией Светланы, увиденной нами ранее. Поэтому явно с прогрессивными чертами в этой программе присутствуют и регрессивные черты.
Прогресс и регресс 2008 год Хё Кексин http://rutube.ru/tracks/966945.html?v=a5928d29a86605a8f0b0db182b95eeff
- наскок на в.ж. подъём разгибом с отмахом в стойку и подхватом в хват снизу;
- большой оборот вперёд с поворотом на 360 в обратный хват;
- махом назад Егер ноги врозь с поворотом на 180 + Егер ноги врозь;
- подъём разгибом с отмахом в стойку на в.ж.;
- большой оборот назад с отворотом в обратный хват;
- итальянский оборот с прыжком и поворотом на 180 в хват сверху, со стойки на руках отворот в обратный хват;
- махом назад Егер прогнувшись;
- подъём разгибом с отмахом в стойку на в.ж.;
- Ткачёв ноги врозь + сальто Пак;
- подъём разгибом с отмахом в стойку и поворотом на 180 на н.ж.;
- из оборота стоя лёт дугой в вис на в.ж.;
- подъём разгибом с отмахом в стойку на в.ж.;
- оборот назад не касаясь в стойку;
- Келер;
- большой оборот вперёд с поворотом на 360 в смешанный хват и поворот в стойке на руках на 180;
- соскок двойным сальто назад в группировке с поворотом на 360
Комбинация 2008 года просто на порядок, нет, на два порядка, сложней комбинации 2004! Вот эта программа содержит в себе четыре (!) сложнейших элемента с фазой полёта. Среди них два просто уникальные. Это сальто Егера с поворотом на 180 в связке с Егером и Егер прогнувшись. Такие элементы очень неплохо смотрелись бы и в программе на перекладине. Можно сказать, что эволюция лётовых элементов на брусьях разной высоты вышла на совершенно иной, ранее просто не доступный, уровень. Также усложнились и сами обороты. В этой комбинации мы видим сложные соединения оборотом вокруг одной руки в обратный хват. Но даже в такой комбинации виден ещё запас для следующих усложнений.
И если подвести итог эволюции программ на разновысоких брусьях, можно сказать. Что сначала эволюция маховых движений заставила снаряд эволюционировать – жерди были разведены, а далее сам снаряд позволил программам шагнуть «в будущее».
Ещё далеко не исчерпаны ресурсы усложнения самих элементов – как оборотов, так и перелётов с подлётами. Это мы видим особенно по комбинациям 2004 и 2008 года. Но и не исчерпаны запасы по усложнению элементов, со сменой жердей. Наиболее сложные варианты мы видели аж в 1976 году и в 1996-м. Также есть и куда эволюционировать в соскоках и наскоках на снаряд.
У гимнастики в этом виде все впереди. И возможно, именно на разновысоких брусьях эволюция элементов заметней, чем на любом другом снаряде!
Прогресс